
Представляем Fedotov Index — первый в России измеримый стандарт крепости кальянных смесей
В России очень широкий рынок кальянных смесей: более 100 брендов и свыше 1500 вкусов были представлены в 2025 году. Оценить, выбрать и категоризировать продукты на таком широком рынке в принципе сложно, а путаница в терминологии только усугубляет проблему — особенно когда речь идёт о «крепости» продукта.
Производители используют условные категории или собственные шкалы: например, «лёгкий», «средний», «крепкий». Но мастерам и бизнесу такая условная система помогает мало — без богатого личного опыта и опроса гостей она не позволяет прогнозировать восприятие потребителя, корректно формировать ассортимент или сравнивать продукты между собой.
Простой пример, знакомый многим: если гость в заведении или покупатель в магазине просит «крепкий» продукт или «на восьмерку», мастеру или продавцу придется уточнять конкретные бренды, которые соответствуют субъективному восприятию именно этого человека. Если не опрашивать человека, ты можешь просто «не попасть» в заказ.
Нашей целью было создать универсальную систему оценки, одинаково применимую и к табачным, и к бестабачным смесям.
Чтобы решить эти задачи, мы разработали Fedotov Index — первый в России индекс крепости кальянных смесей, который объединяет лабораторные данные и опросы мастеров. В итоге получилась стобалльная шкала, разделенная на пять сегментов крепости — такая система помогает гораздо точнее и объективнее оценить любой продукт сразу в двух системах координат.
В новой статье мы рассказываем:
• как формируется крепость, и почему это не только про никотин;
• как проводились лабораторные исследования и экспертное анкетирование;
• по какой методике объединены данные науки и практики, и почему в итоге выбрали стобалльную шкалу;
• какие выводы мы сделали о рынке и закономерностях восприятия крепости.
Fedotov Index — инструмент, который объединяет научный подход и опыт индустрии и помогает всей экосистеме: мастерам, магазинам, дистрибьюторам, производителям и регуляторам.
Благодарим компанию Oshisha за помощь в проведении исследования. Совместная работа позволила нам увеличить количество брендов в Fedotov Index и повысить его эффективность.
На слайдах вы можете изучить результаты исследования, а подробнее — в нашей новой статье:
https://fedotov.group/fedotovindex
Попасть в FG Pro | Дать буст | Попасть в Retail Expert
Опубликовано: 24.12.2025