Ural Collection: Myths & History -
наша собственная коллекция уральских сказов😉
1️⃣Первый сказ:
Gorun - каменный голем, разбуженный шаманом дух гор...
Павел Бажов хорошо известен своими "малахитовыми" сказами, в которых сплетаются уральский фольклор, рабочие легенды и магический реализм. Но по данным некоторых исследователей в этом кроются и более глубокие культурные пласты — в том числе, финно-угорская мифология.
Финно-угорские народы — коми, ханты, манси и другие — с древности населяли Урал и Сибирь и их культура оставила след в уральской мифопоэтике.
У Бажова это проявляется в образах таинственных хранителей природы и подземных богатств, в одушевлённых камнях и духах мест, в особом ритме повествования, напоминающем шаманское заклинание.
В финно-угорских и сибирских традициях у шаманов были камни-духи, которые могли «помогать», «разговаривать» или проявлять волю. Бажов напрямую это не цитирует, но в его произведениях чувствуются эти фоновые мотивы.
В сказах Бажова камень не оживает буквально, но наделён личностными признаками, как бы «одушевлён».
Образ "Серебряное копытце" из одноименного сказа Бажова кажется очень русским и домашним — но за ним стоят древние финно-угорские верования.
Серебряное Копытце — это не просто сказочный олень. Это переосмысленный образ Лося, священного животного у финно-угров (предков ханты и манси). У них Лось считался небесным существом, и в древнем искусстве — так называемом Пермском зверином стиле — его голову часто рисовали на верхушке символических композиций как знак неба. Иногда рога лося заменялись утиными головами, потому что по форме они напоминали летящую птицу.
Считалось, что Лось несёт на рогах солнце. Он был настолько чист, что не мог касаться земли — поэтому шаманы клали на землю серебряные блюда, чтобы священное животное могло встать на них. Эти блюда делали из драгоценного металла — чаще всего именно из серебра, которое попадало на Урал через торговлю с Востоком.
Именно отсюда, по одной из версий, и появилась у Бажова идея о серебряных копытцах сказочного зверя. А когда животное бьёт копытцем — появляются самоцветы. Это напоминает древние обряды, когда на серебряные блюда клали подношения духам: монеты, камни, украшения.
Так в одном коротком сказе оживает пласт древней мифологии — и волшебный зверь становится не просто сказкой, а символом связи с глубинной культурой Урала и его коренных народов.
Опубликовано: 06.05.2025